Мой лучший урок

Предмет ЛИТЕРАТУРА
Раздел программы "Родная природа в творчестве русских писателей
XIX  века" по учебнику литература 6 класс под редакцией В.Я. Коровиной
Тема урока:
 «Жизнеутверждающая сила природы в стихотворениях А.А. Фета»
Характеристика класса:
В 6 Б классе обучается 21 человек  (9  мальчиков и  12 девочек). Большинство детей имеют хорошие творческие способности, поэтому работа на уроках русского языка и литературы строится на развитии их природных задатков и познавательной активности.


Цель: познакомить обучающихся со стихотворениями А.А. Фета «Тополь», «Учись у них - у дуба, у берёзы…», «Первый ландыш»;  показать необычность, красоту, яркость его поэзии.

Задачи:
• Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
• Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
• Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

Подготовка к уроку:
I. Определить и сформулировать тему
-Определить место темы в учебном курсе
-Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно
II. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока.
III. Спланировать учебный материал урока
- Подобрать литературу по теме.
- Подобрать учебные задания.
- Составить три набора заданий:
§ Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
§ Задания, способствующие осмыслению материала учеником;
§ Задания, способствующие закреплению материала учеником.
IV. Продумать «изюминку» урока (урок – экскурсия)
V. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
VI. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
-что контролировать;
-как контролировать;
-как использовать результаты контроля.
Чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
VII. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, словари, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
VIII. Продумать задание на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению

IX. Составить конспект урока



Конспект урока  литературы


 «Жизнеутверждающая сила природы в стихотворениях А.А. Фета»


                                                                                 Подготовила и провела
                                                                          в 6 Б классе МБОУ
                                                                            «СОШ с УИОП №3»
                                                       г.Курска
                                                                                        учитель русского языка
                                                                   литературы
                                                                Ашчихо
                                                                            Ирина Викторовна
Сценарный план урока
        Тема: «Жизнеутверждающая сила природы в стихотворениях А.А.Фета»
         Цель: познакомить обучающихся со стихотворениями А.А.Фета «Тополь», «Учись у них- у дуба, у берёзы…», «Первый ландыш»; выявить  значение природы в лирике А.Фета.
          Задачи:
·               Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
·  Учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
·         Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда.

            Планируемые результаты урока:
  • Определяют и формулируют тему и цель на уроке с помощью учителя.
  • Планируют свои действия в соответствии с поставленной проблемой.
  • Проводят исследовательскую работу для создания  проекта.
  • Рассказывают о проведённой исследовательской работе при работе над проектом.
  • Ориентируются в своей системе знаний.
  • Находят способ представления информации.

Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
·         Ориентироваться в тексте (находить нужное место в тексте)
·         Строить устное речевое высказывание;
·         Объяснять смысл слов и выражений с опорой на текст;
·         Определять чувства, мысли, переживания лирического героя;
·         Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний.
Личностные: 
·      Формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку.
·        Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
·        Способствовать проявлению познавательной инициативы.
·        Высказывать оценочные суждения.
Коммуникативные:
·        Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
·        Создать условия для совместного решения учебной задачи.
·    Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка в группе: распределять роли, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопомощь в выполнении работы.
Регулятивные:
·         Развивать умение с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке;
·         Проговаривать предполагаемые действия на уроке;
·         Оценивать правильность выполнения задания;
·         Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
·         Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.
Метапредметные: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы).
Тип урока: систематизация и обобщение знаний(урок-экскурсия). 
Формы работы: работа в группах, беседа, самостоятельная работа.
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, предметно - практический, проектно – исследовательский.
Используемые технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая, метод проектов.
          Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, раздаточный материал.
         Оформление: портрет А.А.Фета, слова Л.Н.Толстого о Фете: «И откуда у добродушного и толстого офицера берется такая лирическая дерзость, свойство великих поэтов?», репродукции картин художников

Ход урока

1.Оргмомент
- Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, рады приветствовать их в нашем уютном классе и готовы к работе.
                                                           2.Мотивация
 Итак, давайте поработаем с сигнальными карточками, которые определят ваше настроение. Вспомним цвета и их значения, внимание на экран (изображение гаммы цветов: красного, зелёного, синего, чёрного и определение их значений слайд№2), с настроением мы определились, а теперь попытаемся сформулировать тему урока.
  Сегодня тему урока вы сформулируете сами, а для этого посмотрите на экран. Здесь вы видите репродукции  картины и портрет известного русского поэта 19 века. (Слайд№3)
            - Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
            - Правильно, сегодня мы поговорим о том, как изображается родная природа в стихотворениях. Многие поэты  в 19 веке в своих стихах создавали картины природы. Сегодня в центре нашего внимания стихотворения только одного поэта 19 века. Его портрет перед вами на экране. Вы узнали, кто это? Правильно, А.А.Фет.
            - Итак, сформулируйте тему урока. (Слайд№4)
-  Запишите ее в тетрадях (на экране): « … природа в стихотворениях А .А .Фета». (Переход к определению цели и проблемы урока : познакомиться со стихотворениями А.Фета и определить какой образ  природы изображает поэт). (Слайд№5,6)

3.Актуализация
- Сейчас мы поиграем в ассоциации. Знаете, что это такое? Это те картины, образы, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите о каком-то понятии. Ассоциации могут быть самыми неожиданными. Итак, запишите в тетрадь те ассоциации, которые возникают в вашем сознании, когда вы слышите слово «природа» (Слайд№7)
. (2 мин., читают парк, сквер, сад и другие)
- Замечательно, у вас очень разнообразные представления о родной природе . Сейчас мы отправимся на экскурсию в сад лирики Фета для того, чтобы узнать, какие образы природы описывает поэт, чтобы  подчеркнуть её жизнелюбие.
Работа с экскурсоводами (заранее подготовленные учащиеся рассказывают об особенностях растений, описанных в произведениях А. Фета и читают выразительно стихотворения (Слайд№8,9,10,11))  в конце звучит романс «Сияла ночь…»(приложение 2).
4.Обобщение и систематизация знаний
Спасибо, замечательные экскурсия. А теперь, какие у вас будут к нам вопросы? (Слайд№12)
-почему Ваша экскурсия  сопровождалась музыкой?
- мы использовали музыкальную композицию П.И.Чайковского «Времена года»
Фет был одним из самых музыкальных русских поэтов. Чайковский писал о Фете: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным… Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область». Сам Фет писал: «Поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны». Салтыков-Щедрин сказал: «Романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Стихотворение "Сияла ночь ”, положенное на музыку многими композиторами. Давайте прослушаем романс и убедимся в том, как необыкновенно музыкальны стихи Афанасия Фета
-почему с помощью этих художественных образов вы решили создать сад ,а не сквер, парк, рощу, лес?
-это слова-синонимы, а сад-это символ жизни. Более 30 раз используется слово сад в творчестве поэта.
-что вы можете сказать о цветописи в этих произведениях ?
Выступление Красавиной Настасьи (рассказ о работе над проектом «Звуковое значение пейзажа в творчестве А.А.Фета»  (Слайд № 13,14.15,16)Приложение 3.
Если вопросов больше нет ,то предлагаем вам немного отдохнуть.
 Физкульминутка.(Трава-маленькая, деревья- высокие, ветер деревья качает, птицы летят, улетают,а мы на стулья садимся. (Слайд № 17))

А теперь мы предлагаем задания группам. Перед этим необходимо закончить фразы. Олицетворение-это.. Метафора-это…. Эпитет-это… Сравнение-это…. Художественный образ-это…. Лирический герой-это…. (Слайд№18))

5.Применение знаний в новой учебной ситуации (работа в группах) (Слайд№19)
- Давайте обратимся к стихотворениям. Откройте учебники на странице 305.
- Сегодня предлагаю поработать в группах. Вспомним правила работы в группе:
1.      У вас есть руководитель группы. Его обязанности:
Распределить роли в группе;
Внимательно выслушивать ответы членов группы;
Выбрать отвечающего;
В конце урока проанализировать деятельность членов группы на уроке.
2.      Роли в группе:
Тот, кто знакомит с заданием (читает его)
Тот, кто записывает ответ,
Тот, кто высказывает мнение группы,
Тот, кто выдвигает идеи,
Тот, кто следит за временем (Слайд№20)

3.      Правила работы в группе:
Выслушать всех,
Говорить тихо, не мешая другим, не перебивая другого.
Закончить обсуждение по  сигналу.
 1 группа выполняет задания по стихотворению «Тополь», 2 группа – анализирует стихотворение «Учись у них», 3 группа - «Первый ландыш»,4 группа рисунок сада , синквейн со словом сад. У каждой группы на столах лежат листы-задания и справочные материалы (приложение1).
(Работают 7-10 минут). Музыка. Слайды с заданиями на экране(Слайд№21,22).
6.Контроль усвоения знаний (выступления групп, оценки за работу на уроке).
Экскурсоводы работают над продумываем отметки и оценивают карточками цвета работу в группах. (приложение 2).
7.Рефлексия.
однимите карточки цвета, которые показали бы ваше настроение сейчас.
- Вы довольны своей работой на уроке?
- Что вы узнали сегодня на уроке, чем он вам запомнится? (Природа у Фета имеет огромное жизнеутверждающее значение и играет огромную роль в жизни человека.)
Я понял, что…(Слайд№23).
Оценки за работу на уроке.
8.Домашнее задание дифференцированное
1). Выучить наизусть понравившееся стихотворение А.Фета
2).Написать сочинение-эссе« Почему сад лирики А.Фета можно назвать дивным? »
3).Собрать стихотворения для сборника «Сад лирики А.Фета » …(Слайд№24).







Приложение 1
Задания для 1 группы.
Стихотворение «Тополь»

1.      Какую картину рисует поэт в стихотворении?
2.      Какие чувства передает поэт? Чем вызваны эти чувства?
3.      Охарактеризуйте художественные образы ?
4.      Средства выразительности?
5.      Понаблюдайте над лексикой стихотворения. . Найдите слова, которые кажутся высокими и обычно не употребляются в устной речи. Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?
Задания для 2 группы.
Стихотворение «Учись у них-…»
1.Какую картину рисует поэт в стихотворении?
2.Какие чувства передает поэт? Чем вызваны эти чувства?
3. Охарактеризуйте художественные образы ?
4.Средства выразительности?
5.Понаблюдайте над лексикой стихотворения. . Найдите слова, которые кажутся высокими и обычно не употребляются в устной речи. Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?
6.      Обратите внимание на восклицательные предложения ,с какой целью их использует автор?
Задания для 3 группы.
Стихотворение «Первый ландыш»
1.. Какую картину рисует поэт в стихотворении?
2.Какие чувства передает поэт? Чем вызваны эти чувства?
3. Охарактеризуйте художественные образы ?
4.Средства выразительности?
5.Понаблюдайте над лексикой стихотворения.. Найдите слова, которые кажутся высокими и обычно не употребляются в устной речи. Как появление слов высокого стиля связано с изменением настроения в стихотворении?

6.Обратите внимание на обилие восклицательных предложений в стихотворении. С какой целью они используются автором?


Приложение 2










Приложение 3

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» города Курска




КОНКУРС
творческих и исследовательских проектов обучающихся


Номинация «Исследовательский проект»
«Звуковое значение пейзажа
 в творчестве А.А. Фета»




                   Автор:
                                                               Красавина Настасья Максимовна
                                                    МБОУ СОШ №3 г. Курска
                       6 Б класс

                                 Руководитель:
                                                       Ашчихо Ирина Викторовна
                                                                        учитель русского языка и литературы
                               
г. Курск

Содержание
Введение…………………………………………………….........…………...……………2
                                              1.  Биография поэта………………………………………….....………………...….2
                                              2. Особенности лирики А.А. Фета………………………......…………………...…3
                                         2.1 Импрессионизм в стихотворениях русского поэта………………………...4
                                                 2.2 Особенности поэтического таланта А.А. Фета………………………..……4
                                                 2.3 Звуковое значение пейзажа………………………………………..………….5
                                             3. Усадьба А.А. Фета в д. Воробьевка Курской области………….......………..….6
                                     Заключение……………………………………………………........……………………...7
                                     Список используемой литературы…………………….......…………………………….8
                                     Приложение 1………………………………………………………........………………...9
                                     Приложение 2……………………………………………………........………………….16
                                      Приложение 3…………………………………………………….......………………….19
 .
Введение
«Есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук» - говорил А.К. Толстой.[5]
Мое исследование я решила посвятить изучению цвета в произведениях великого русского поэта А.А. Фета. Ведь именно его творчество пропитано всемогущей любовью к природе. Мы все привыкли, что все, что нас окружает, имеет свой цвет. Небо - голубое, трава  - зеленая, а про цветы - и говорить не приходиться. А задумывался ли, кто-нибудь из вас, какого цвета буквы? Это ОСНОВНОЙ ВОПРОС моего исследования.
Гипотеза моего проекта: Каждая буква имеет свой цвет.
Перед началом работы я поставила перед собой цели:
1) дать представление о личности поэта и его художественном мире;
2) изучить такое направление в искусстве, как импрессионизм;
3) выяснить,  свойственен ли импрессионизм лирике А.А. Фета;
4) узнать о таком свойстве звука, как способность вызывать цветовые образы.
Задачи проекта:
- изучить биографию А.А. Фета;
- выяснить связь поэта с художниками импрессионистами;
- дать цветовую характеристику буквам;
- проанализировать некоторые стихотворения А. Фета по плану «Буква – цвет»;
- попытаться найти связь между цветовыми изображениями стихотворений и жизненной позицией автора;
- оформить результаты исследования;
- побывать в усадьбе А.А. Фета в д. Воробьевка Курской области.
Методы, которые я использовала в работе:
- наблюдение;
- сравнение;
- изучение информационных материалов;
- анализ литературы;
- обобщение;
- беседы.
1. Биография поэта
Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт, лирик. Первые 14 и последние 19 лет своей жизни официально носил фамилию Шеншин.   Родился 5 декабря 1820 г. В усадьбе Новоселки, Мценского уезда, Орловской губернии, принадлежавшей отставному офицеру Афанасию Неофитовичу Шеншину. [9]
Еще в раннем детстве он узнал, что не может носить фамилию Шеншин, так как считался незаконнорожденным ребенком. (Приложение 1, фото 1) Именно в этот период жизни ему пришлось первый раз поменять фамилию – на Фёт.
Будущий поэт глубоко любил свою мать Шарлоту Фёт. (Приложение 1, фото 2)
Поступив в Московский университет, Фет подружился с будущими поэтами Григорьевым, Полонским, историком Соловьевым.  Его стихотворения начали печатать и по ошибке наборщика буква «ё» в его фамилия поменялась на «е». Таким образом, его фамилия поменялась еще раз. [6]
В 28 лет к Фету пришла любовь. Кавалерский полк,  в котором служил Афанасий Фет (Приложение 1 , фото 3), расположился неподалеку от небольшого имения Крылово, хозяин которого был небогатый отставной офицер Лазич. Его младшая дочь Мария (Приложение 1, фото 4) была поклонница поэзии, тонко чувствовала ее, из-за чего страстно полюбила Фета.  Но оба были бедны и молодой офицер вскоре после долгих раздумий, заявил в одном из писем другу: « Я не женюсь на Лазич, и она это знает».[3] Вскоре Мария трагически погибла, она сгорела из-за того, что на ее платье попал огонь от свечи. Чувство вины преследовало Фета всю жизнь. (Приложение 1, фото 5)
В 1857 году в Париже А. А. Фет женился на дочери богатейшего чаеторговца, Марии Петровне Боткиной. (Приложение 1, фото 6)
Семейная жизнь поэта сложилась вполне удачно. В доме супругов всегда царило взаимное уважение. Мария Петровна с энтузиазмом помогала мужу вести хозяйство, Фету нравился ее спокойный доброжелательный характер.
В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил новое имение, Воробьевку,- оно вернуло ему радость, и досуг, и условия для стихотворчества. (Приложение 1, фото 7) В основном, он купил эту усадьбу из-за прекрасного сада. [8]
Так же последние пятнадцать лет жизни он страдал отдышкой и не мог долго ходить. В имении у него был собственная повозка с осликом по кличке Некрасов. Кличку ослик получил после ссоры с поэтом Некрасовым. (Приложение 1, фото 8)
Воробьёвский период был самый плодотворный в жизни поэта. Здесь были написаны знаменитые сборники стихотворений «Вечерние огни», были произведены множественные переводы.
Каждое стихотворение Афанасия Афанасиевича напоминает музыкальную пьесу: оно мелодично. Некоторые произведения поэта стали основной для романсов.
2. Особенности лирики А.А. Фета
О художественных достоинствах поэзии А. Фета написано немало, и тонкие наблюдения над его поэтическим миром давно убедили всех в том, что ему принадлежит особое место в ряду лучших русских поэтов.
2.1      Импрессионизм в стихотворениях русского поэта
Импрессионизм (впечатление) - это направление в искусстве последней трети XIX - начала XX вв., у истоков которого стояли французские живописцы Клод Моне, Огюст Ренуар и др.(Приложение 1, фото 9-11)  Главным лозунгом художников-импрессионистов было убеждение в том, что художник должен писать только то, что он видит, и так, как видит.[7]
Все это мы находим в поэзии А. Фета, и как говорил В. Боткин, он "...улавливает не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве ...»[1]
Это свойство особенно проявилось в пейзажной лирике А. Фета. Как и художники-импрессионисты, Фет в своем поэтическом мироощущении схватывает любое явление природы в таком виде, в котором его предлагает сама жизнь. (Приложение 1, фото 12-14)
Фет всей душой стремился к чистой радости в мире природы, красоты и искусства. Именно поэтому следует указать на еще одну, по словам В. Боткина, особенность произведений Фета: "... в них есть звук, которого до него не слышно было в русской поэзии - это звук светлого, праздничного чувства жизни. В картинах ли природы, в движениях ли собственного сердца, но постоянно чувствуется у него этот звук, чувствуется, что жизнь отзывается в них с светлой, ясной стороны своей...»[1]
2.2      Особенности поэтического таланта А. А. Фета
На одном из уроков литературы мы говорили об этом необычном, уникальном поэте ХIХ века, об одном из немногих в русской поэзии “чистых лириков”, Афанасии Афанасьевиче Фете.
Наш учитель литературы очень интересно начала урок. Она попросила выбрать из предложенных разноцветных лепестков, тот цвет, который характеризовал наше настроение на тот момент. (Приложение 1, фото 15)  И я сразу поняла, что урок будет интересным и познавательным.
Мы говорили о Фете, его жизни, стихотворениях.  Нам предложили провести это занятие в необычной форме – экскурсия по произведениям А.А. Фета. Мы разделились на две группы: экскурсоводы и любители творчества поэта. Было прочитано немало произведений автора, проанализированы некоторые из его стихов, мы узнали много новых фактов из жизни Афанасия Афанасьевича. На стене класса мы воспроизвели картины по стихотворениям Фета, такие как «Тополь», «Учись у них - у дуба, у березы…», «Первый ландыш». (Приложение 1, фото16)  Гости нашей экскурсии с большим вниманием и заинтересованностью слушали, как мы путешествуем по замечательному саду произведений Афанасия Фета. (Приложение 1, фото17)  Я тоже рассказала о своем небольшом, но интересном исследовании, которым хочу поделиться и с вами. (Приложение 1, фото18)
2.3 Звуковое значение пейзажа
Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте.
Мне всегда было интересно, почему, прочитав стихотворение или какой-нибудь рассказ, мы с легкостью можем нарисовать в своем воображении картины происходящего. На одном из уроков литературы мой преподаватель раскрыла нам один секрет – гласные звуки речи одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем.
Меня заинтересовала эта теория, и я решила глубже изучить эту тему. Оказывается, что свойство звуков вызывать цветовые образы, было замечено давно.
Мой педагог посоветовала прочитать книгу А.П. Журавлева «Звук и смысл». Книга оказалась интересной и захватывающей. (Приложение 1, фото19)
В главе «Цветная музыка стиха» [4] я нашла интересующую меня информацию. Я сразу начала считать звуки в своих любимых стихотворениях. Свои рисунки к этим произведениям я нарисовала заранее. (Приложение 1, фото20-22)  Мне было интересно узнать совпадут ли цвета на моих рисунках с цветами гласных букв этих стихотворений. Я хочу представить вашему вниманию свои исследования, которые сгруппировала в такой форме: стихотворение, рисунок, круговая диаграмма «буква-цвет». (Приложение 2, диаграмма 1-3)
      Из моего небольшого исследования видно, что в пейзажной лирике А.А. Фета преобладают светлые, жизнеутверждающие тона. Если соотнести характеристики доминирующего звука (цвета) и основной мысли стихотворения, то мы увидим преобладание буквы Е (т.е. зеленого цвета). Думаю, это вполне естественно, потому что рассматриваемые нами произведения о природе. Доминирование зеленого цвета, как нельзя лучше указывает нам на основную мысль этих произведений.
              Я задумалась, а какую характеристику можно дать зеленому цвету? Сама жизнь, природа, гармония – вот что непосредственно обозначает зеленый цвет. Он объединяет нас с природой и помогает быть ближе друг к другу.
Предпочтение зеленого цвета означает: самоуважение, твердость, устойчивость, естественность и правдивость по отношению к самому себе. Благородство характера, справедливость, силу воли, постоянство. Думаю, что это в точности характеризует А.А. Фета. Ведь именно при помощи этих стихотворений (а соответственно и цвета) он пытался выразить свой внутренний духовный мир.
 Думаю, что мои рисунки и сочетание «цветных» букв взаимосвязаны и доказывают нашу теорию.
3. Усадьба А.А. Фета в д. Воробьевка Курской области
Когда я проводила звуковой анализ стихотворения Тополь, то узнала, что это произведение входит в собрание неизданных стихотворений А. Фета «Вечерние огни». А на уроке литературы я узнала, что А.А. Фет последние годы жизни жил в д. Воробьевка Курской области (Приложение 1, фото23)  и там он написал свой последний сборник стихотворений «Вечерние огни». (Приложение 1, фото 24)  Меня заинтересовали новые факты из жизни великого поэта, поэтому мы с родителями съездили в усадьбу Афанасия Афанасьевича. Поездка и экскурсия оказались настолько интересными, что я не могу не поделиться с вами своими впечатлениями.
Воробьевка… Сегодня эта небольшая деревня (Приложение 1, фото25)  стала местом, куда едут люди, чтобы соприкоснуться с прекрасной поэзией Фета, побродить по тропинкам, где некогда ходили великие люди; подышать ароматным воздухом и всмотреться в тот мир, который вдохновил поэта на великое творчество. [10]
Хозяин имения украсил парк пахучим жасмином, душистой акацией и, конечно же, своими любимыми розами. От большого яркого цветника в партере парка вела дорожка к фонтану, который находился недалеко от реки Тускарь. Это было любимое место отдыха и творчества поэта. В этом имении пробудилась его муза. Он начал снова плодотворно работать. Написал четыре выпуска под названием «Вечерние огни», которые стали гимном Курскому краю. [2]
Наша экскурсия по усадьбы произвела на меня неизгладимое впечатление. Мы побывали в кабинете Афанасия Афанасьевича, (Приложение 1, фото26)  гостиной (Приложение 1, фото 27)  и в бильярдном зале(Приложение 1, фото28). Видели портреты знаменитых гостей усадьбы. (Приложение 1, фото29)  Все это находится на втором этаже здания. К сожалению, первый этаж еще пока не может принимать гостей, там ведутся ремонтные работы, но это не помешала нам узнать некоторые исторические факты из жизни Афанасия Фета и его семьи. (Приложение 1, фото30)  Экскурсовод рассказал нам о ближайших планах по восстановлению усадьбы. Оказалось, что уже в этом году на территории парка будут цвести любимые розы поэта, а в ближайшее время появится и ослик – прототип ослика Некрасов, который сможет прокатить всех желающих по излюбленным тропинкам А. Фета. Мы прогулялись по парку (Приложение 1, фото 31), отдохнули в беседке (Приложение 1, фото 32),  и даже попили воды из колодца(Приложение 1, фото 33).
Радует, что усадьба такого замечательного поэта снова принимает гостей. Я советую всем обязательно побывать в этом замечательном месте.
Заключение
Свое исследование я оформила в книгу, которой хочу поделиться с  библиотекой нашей школы, а также с учителями литературы, и с Вами, моими друзьями.(Приложение 3)
Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого "чистого искусства". Он утверждал, что красота - единственная цель художника.
Мое исследование показало, что звукоцветовые соответствия существуют. Есть много теорий, но самой точной для моего восприятия слов оказалась теория А.П. Журавлева. Все цели, поставленные мной в начале проекта, были достигнуты. Осталось еще много вопросов, но я и дальше буду изучать теорию «буква-цвет».

Список используемой литературы:
1.     Гаспаров М.Л. «Избранные труды». - М.: 1997г. Т.2
2.     Белаусов Р.С. «Русская любовная лирика» отпечатано в типографии Курская правда – 1986
3.  Дружинин А.В. «Прекрасное и вечное». - М.: 1989г.
4. Журавлев А.П. «Звук и смысл» Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. – М.: «Просвещение» 1991г.
5.  Русский язык и литература в учебных заведениях. – 1996г. - № 3
6. Соловьёв В. «Смысл любви» Избранные произведения. Москва. 1991.
7. Сухих И. «Миф Фета: Мгновение и вечность // Звезда» 1995. №11.
8. Заповедная Россия [Электронный ресурс] - http://www.zapoved.net
9. Афанасий Фет [Электронный ресурс] - http://old-kursk.ru
10. Усадьба Фета [Электронный ресурс] - http://www.r-vek.ru

 ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

Приложение 1
         
Фото 1

Афанасий Фет. Детство      

Фото 2
Родители А.А. Фета: А.Н. Шеншин и Ш. Фёт 

Фото 3
А.А. Фет на службе.
Фото 4
Предполагаемый портрет Марии Лазич
Фото 5
Афанасий Фет
Фото 6
Мария Петровна Боткина,
 жена Фета
Фото 7
Усадьба Фета в д. Воробьевка
Фото 8
А.А. Фет. Прогулка по парку
Фото 9
К. Моне.  Пейзаж около
Сан-Мартин
Фото 10
Пьер Огюст Ренуар. Пшеничное поле.

Фото 11
Поль Сезанн.
Гора Сент-Виктуар
Фото 12
Книги с иллюстрациями к произведениям А. Фета
Фото 13
Книги с иллюстрациями к произведениям А. Фета
Фото 14
Книги с иллюстрациями к произведениям А. Фета

Фото 15
Урок литературы по произведениям А.А. Фета
Фото 16
Выступление одноклассников на уроке «Творчество А. Фета»
Фото 17
Выступление одноклассников на уроке «Творчество А. Фета»
Фото 18
Мой рассказ об исследовании на уроке «Творчество А. Фета»

Фото 19
Книга А.П. Журавлева «Звук и смысл»


Фото 20 - 22
Мои рисунки к стихотворениям А.А. Фета
Фото 23
Усадьба А.Фета в д. Воробьевка Курской области. 2016 г.
Фото 24
Усадьба А.Фета в д. Воробьевка
Курской области

Фото 25
Усадьба А.Фета в д. Воробьевка
Курской области. 2016 г.
Фото 26
Экскурсия по усадьбе. Кабинет
Фото 27
Экскурсия по усадьбе. Гостиная.
Фото 28
Экскурсия по усадьбе. Бильярдная.
Фото 29
Экскурсия по усадьбе. Портреты гостей усадьбы.
Фото 30
Экскурсия по усадьбе.
1 этаж
Фото 31
Экскурсия по усадьбе. Прогулка по парку.
Фото 32
Экскурсия по усадьбе. Беседка
Фото 33
Экскурсия по усадьбе. Колодец с ключевой водой.

Приложение 2

 диаграмма 1
Рисунок к стихотворению А.А Фета «Тополь»
Художник Красавина Н.М.


 Диаграмма 2
Рисунок к стихотворению А.А Фета
«Учись у них – у дуба, у березы»
Художник Красавина Н.М.


 Диаграмма 3
Рисунок к стихотворению А.А Фета «Первый ландыш»
Художник Красавина Н.М.

Приложение 3

Приложение к проекту «Звуковое значение пейзажа
в творчестве А.А. Фета»

         В книге автор, на примере нескольких стихотворений А.А. Фета, рассматривает взаимосвязь звуко-буквенной и цветовой палитры творчества поэта. В работу включены авторские рисунки и сравнительные диаграммы к рассматриваемым произведениям.






Результаты урока:

•              Учащиеся определили и сформулировали тему и цель на уроке с помощью учителя.
•          Спланировали свои действия в соответствии с поставленной задачей.
•          Выступили с заранее  подготовленной информацией.
•          Провели исследовательскую работу по созданию  проекта.
•          Рассказали о проведённой исследовательской работе.
•          Ориентировались  в своей системе знаний.
•          Сделали самооценку и взаимооценку знаний.
•          Произвели рефлексию.

Достижения




ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ
 «Жизнеутверждающая сила природы в стихотворениях А.А. Фета»

Комментариев нет:

Отправить комментарий